Воспитательно-профилактическая работа

Вред курения для подростков

Подростковое курение – распространённая проблема в современном мире. Кто-то приходит к нему из-за проблем внутри семьи, другие пытаются подражать взрослым, многие дымят просто за компанию, чтобы не выделяться среди своих. Так или иначе, курение на неокрепшем организме сказывается разрушительно, влияя не только на здоровье в целом, но и на физическое и умственное развитие.

Вред никотина для растущего организма намного серьёзнее, чем для взрослых. Токсины действуют на подростков сильнее и быстрее вызывают привыкание, поскольку тело ещё не до конца сформировано. 

От курения страдают все системы организма. Подвергаются негативному воздействию процессы роста, умственное и половое развитие.

Влияние на мозг и нервную систему Никотин пагубно влияет на состояние сосудов, в результате чего нарушается кровообращение в головном мозге. У курящего подростка заметно ухудшаются концентрация внимания и память, что для школьника является большим минусом.
Под воздействием сигарет сильно страдает нервная система. Последствия этого непредсказуемы: одни подростки становятся чересчур эмоциональными и вспыльчивыми, другие же, наоборот, замыкаются в себе, страдая от депрессии и мнительности.

Влияние на кожу

Никотин плохо действует на кожу. Он ухудшает работу сальных желез, которые и так не идеальны под действием гормонов. В результате смолящий подросток не только покрывается прыщами, но и страдает от чрезмерной сухости кожных покровов. От курения могут появиться и другие дефекты, например, некрасивые пигментные пятна или желтоватый болезненный оттенок.

Влияние на сердце и сосуды

Ни один курильщик не может избежать проблем с сердцем и сосудами. У курящего подростка могут возникнуть следующие патологии: гипертония; тахикардия; сосудистые спазмы; хрупкость сосудов; атеросклеротические бляшки.

Влияние на сердце и сосуды

Ни один курильщик не может избежать проблем с сердцем и сосудами. У курящего подростка могут возникнуть следующие патологии: гипертония; тахикардия; сосудистые спазмы; хрупкость сосудов; атеросклеротические бляшки.

Последствия курения в подростковом возрасте

Курение в детском и подростковом возрасте намного опаснее, чем во взрослом, поскольку не позволяет организму сформироваться правильно. Никотиновая зависимость у подростка в будущем приводит к таким проблемам, как: плохая память; неспособность сконцентрироваться на деле; ухудшение зрения; слабый слух; плохое обоняние; замедление реакции на раздражитель; низкая выносливость; нервное истощение; гормональные нарушения; бессонница; сердечные заболевания; болезни печени и почек; заболевания дыхательной системы; плохая кожа; ухудшение состояния волос, зубов и ногтей; быстрое изнашивание сердца и сосудов; риск онкологических образований; патологии репродуктивной системы; задержки в физическом и умственном развитии. Перечисленных причин вполне достаточно, чтобы убедить тинейджера не начинать курить не только в 14-16 лет, но и во взрослом возрасте.

Подростковый алкоголизм

На протяжении последних десятилетий ученые всего мира все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение – детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними.

Эта проблема сегодня актуальна для многих стран мира; она продолжает оставаться одной из самых социально значимых и для Беларуси. Не уменьшается число подростков, состоящих на учете в столичном наркологическом диспансере по причине алкогольной зависимости; их количество превышает 5000 человек.

Что такое алкоголизм?

Алкоголизм – это хроническое заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической и физической зависимости.

Доза спиртного в организме взрослого свыше 4,5 промилле считается реальной угрозой для жизни,0,5 промилле – алкогольное опьянение. Для подростков эти цифры значительно ниже. Ежегодно десятки тысяч людей гибнут от алкогольной передозировки, более32 тысяч преступлений совершается в алкогольном опьянении, около 80 тысяч пьяных водителей задерживаются ГАИ, свыше 60% ДТП совершается по вине пьяных водителей.

Причины приобщения подростков к алкоголю.

Алкоголиками не рождаются. Ими становятся. И тому способствует множество разнообразных причин.

В отношении детей и подростков на первое место изначально можно поставить такие, как:

  • любопытство – желание попробовать все самому и ощутить действие алкоголя;
  • стремление почувствовать себя взрослым;
  • для утверждения в группе сверстников;
  • облегчения общения с другими ребятами;
  • устранения страха перед каким-то важным на взгляд подростка действием (знакомство с девочкой, первый поцелуй и т.д.);
  • для снятия напряжения, смелости;
  • от скуки и т.д.
  • Другой группой причин является психологическая, т.е. совокупность мотивов, побуждающих к употреблению спиртных напитков, это:

    • трудности приспособления к условиям окружающей среды;
    • конфликт с окружением;
    • неудовлетворенность своим положением, одиночество, непонимание окружающими;
    • осознание (самовнушение) своей неполноценности в чем-либо или с кем-либо.

    Биологические факторы – играют определенную роль в образовании алкогольной зависимости. Наследуется биологическая предрасположенность, на почве которой может развиться болезненная зависимость. На основании исследований пришли к выводу, что у 60% зависимых от психоактивных веществ лиц (алкоголь, наркотики и т.п.), их ближайшие родственники страдали зависимостью. Многие пристрастились к алкоголю под влиянием ближайших родственников, товарищей и знакомых.

    Психические факторы - у подростков, злоупотребляющих алкоголем, чаще встречаются такие патологические отклонения, как:

    • задержка психического развития;
    • врожденные формы слабоумия;
    • невротические реакции;
    • патологические расстройства поведения;
    • остаточные явления травм головного мозга.

    К алкоголизму и пьянству также приводят:

    • низкий духовный и культурный уровень;
    • нездоровый образ жизни;
    • отсутствие или недостаточность трезвеннических установок;
    • слабость волевых качеств личности на фоне алкогольного влияния и традиций ближайшего окружения.

    Особенности употребления алкоголя подростками

    Как правило, подростки постепенно втягиваются в процесс приобщения к спиртному и проходят несколько стадий:

    • начало употребления в компании «безобидных» и «безалкогольных» легких напитков (пиво разной крепости);
    • постепенный переход к крепким напиткам
    • частое употребление алкоголя в больших дозах;
    • отсутствие выраженных соматических последствий употребления алкоголя;
    • отрицание наличия проблем, связанных с употреблением алкоголя;
    • негативное отношение к предложению начать лечение.

 

Молодёжь против наркотиков

Психоактивные вещества или психически активные вещества (ПАВ) – это препараты, которые употребляют с целью изменения психического состояния и получения эйфории (опьянения). Они, воздействуя на мозг, центральную нервную систему, вызывают привыкание, нарушения мышления и поведения.

     При обозначении психоактивных веществ или одурманивающих, опьяняющих средств существуют терминологические сложности. Так, привычный термин «наркотик» (от греч. narkoticos - усыпляющий) оказывается узким в ситуации употребления стимуляторов, эффект от которых понятию «наркотик» прямо противоположен.
    В общемедицинской литературе употребляется термин «drug» (лекарство, средство), охватывающий и собственно наркотические вещества. Во всех областях знаний используются термины «addiction» - пристрастие и «addict» - наркоман, токсикоман, алкоголик без разграничения. На данном основании употребление психоактивных веществ общепринято называть как аддиктивное поведение или зависимое, имеется в виду поведение, формирующее у индивида зависимость от наркотиков, алкоголя.
     Зависимое поведение включается в более широкое понятие девиантное поведение, что означает – отклоняющееся от норм и правил, установленных обществом. Правонарушения подростков и молодых людей определяется как  поведение, которое как и аддиктивное, является проявлением девиантного поведения, но наказание устанавливается юридическими законами.
     Следовательно, в строгом смысле слова, наркотиками можно называть лишь незначительную долю препаратов, используемых для одурманивания. Вместе с тем в фармакологии к психоактивным веществам относят вещества, вызывающие пристрастие, в том числе алкоголь и табак в силу их эйфорического воздействия на психику. Юридически критериями признания вещества психоактивным или наркотиком, прежде всего, служат социальная опасность и криминогенность.
     Только те вещества и препараты, используемые для злоупотребления, определены юрисдикцией как наркотики, которые распространены в нелегальном производстве и торговле, поэтому алкоголь, табак юрисдикция наркотиками не считает.
     Несмотря на терминологические разногласия, в общемедицинской и психологической практике термины «психоактивные вещества» и «наркотические вещества» приравниваются.
 

 

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

 Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].

[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

Ещё в этом разделе